ФИТБОЛ - АЭРОБИКА
и классификация ее упражнений
Кандидат
педагогических наук, доцент Е.Г.
Сайкина
Российский
государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Ключевые слова: оздоровительные
виды аэробики, фитбол - аэробика,
оздоровление, классификация
упражнений.
Сегодня мы являемся
свидетелями триумфа
оздоровительных видов аэробики.
Популярность аэробики в течение
более чем 20 лет основана на ее
отличительных чертах:
эффективности, доступности,
эмоциональной окрашенности и
внешней привлекательности. В общей
сложности специалисты насчитывают
около 200 различных оздоровительных
программ по аэробике. Возможности
ее применения широки, диапазон
упражнений огромен, и под умелым
руководством педагога они являются
мощным комплексным средством и
методом воздействия как в
оздоровительном и образовательном,
так и в воспитательном направлении
развития личности человека.
В последнее время
возрастает роль физических
упражнений в укреплении здоровья,
профилактике различных
заболеваний, организации досуга,
продлении жизни и творческой
активности. В этой связи появляются
новые виды оздоровительных
занятий, которые пользуются
популярностью среди детей и
доступны пожилым людям.
Мячи большого размера -
фитболы - появились сравнительно
недавно, хотя с древнейших времен в
культуре любого народа мяч
использовался в качестве
развлечения. Фитбол в переводе с
английского означает "мяч для
опоры", который используется в
оздоровительных целях.
В разных странах
программы с использованием
гимнастических мячей большого
размера применяют более 50 лет, в
нашей стране - около 8 лет. Программы
по фитбол-гимнастике и
фитбол-аэробике уникальны по
своему воздействию на организм
занимающихся и вызывают большой
интерес у детей и взрослых.
Упражнения на мячах
обладают оздоровительным эффектом,
который подтвержден опытом работы
специализированных, коррекционных
и реабилитационных медицинских
центров Европы. За счет вибрации
при выполнении упражнений и
амортизационной функции мяча
улучшаются обмен веществ,
кровообращение и микродинамика в
межпозвонковых дисках и внутренних
органах, что способствует
разгрузке позвоночного столба,
мобилизации различных его отделов,
коррекции лордозов и кифозов.
Упражнения на мячах
тренируют вестибулярный аппарат,
развивают координацию движений и
функцию равновесия, оказывают
стимулирующее влияние на обмен
веществ организма, активизируют
моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче
по своему физиологическому
воздействию способствуют лечению
таких заболеваний, как
остеохондроз, сколиоз, неврастения,
астено-невротический синдром и др.
Механическая вибрация мяча
оказывает воздействие на
позвоночник, межпозвонковые диски,
суставы и окружающие ткани (Т.С.
Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003).
Практически это единственный вид
аэробики, где в выполнение
физических упражнений включаются
совместно двигательный,
вестибулярный, зрительный и
тактильный анализаторы, что в
геометрической прогрессии
усиливает положительный эффект от
занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам
многофункционален и поэтому может
использоваться в комплексах
упражнений фитбол-аэробики как
предмет, снаряд или опора.
Комплексы упражнений на мячах в
зависимости от поставленных
частных задач и подбора средств
могут иметь различную
направленность:
- для укрепления мышц рук
и плечевого пояса;
- для укрепления мышц
брюшного пресса;
- для укрепления мышц
спины и таза;
- для укрепления мышц ног
и свода стопы;
- для увеличения гибкости
и подвижности в суставах;
- для развития функции
равновесия и вестибулярного
аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и
координации движений;
- для развития
танцевальности и музыкальности;
- для расслабления и
релаксации как средств
профилактики различных
заболеваний (опорно-двигательного
аппарата, внутренних органов).
Большое количество и
разнообразие упражнений на
фитболах требует их упорядочения и,
следовательно, классификации, что,
в свою очередь, позволит
разработать наиболее
целесообразную последовательность
их освоения и применения в
программах.
Рис. 1. Классификация программ
по фитбол-аэробике по целевому
признаку
СРЕДСТВА ФИТБОЛ-АЭРОБИКИ |
Гимнастические упражнения
разновидности ходьбы, бега, прыжков;
ОРУ |
Основные (базовые) движения аэробики,
соединенные в блоки и комбинации |
Танцевальные упражнения и элементы
ритмики, хореографии и современных
танцев |
Упражнения лечебной физической
культуры, направленные на
профилактику и коррекцию различных
заболеваний |
Подвижные и музыкальные игры и
эстафеты |
Упражнения из других
оздоровительных и спортивных видов
физической культуры |
Рис. 2. Классификация
упражнений фитбол-аэробики по
педагогическому признаку
Классификация (от лат.
classis - разряд, класс и facio - делаю, раскладываю) - это
система соподчиненных понятий
(классов, объектов) в какой-либо
области знания или деятельности
человека, используемая как
средство установления связей между
этими понятиями или классами
объектов, а также для точной
ориентации в них. Разработка
оптимальной классификации
необходима для фиксации
определенного места объекта в
системе, которое указывает на его
свойства (Б.В. Якушкин, 1973).
Вместе с тем многообразие
упражнений в данном
оздоровительном виде аэробики не
дает возможности разработать
единую, универсальную
классификацию, которая бы
охватывала все виды упражнений без
исключения. Современная
направленность гимнастики,
аэробики, а также анализ содержания
научно-методической литературы,
фитнес-конвенций, видеокассет,
педагогических наблюдений на
занятиях по фитбол-аэробике и
собственный педагогический опыт
(более 20 лет) в сфере
оздоровительной аэробики
позволили представить все
упражнения фитбол-аэробики в ряде классификаций, которые
характеризуются некоторой
условностью, но тем не менее
отвечают запросам практики.
Классификация упражнений
предусматривает логическое
представление как некоторую
упорядоченную совокупность с
подразделением на группы и
подгруппы согласно определенным
признакам, так как в любой
классификации предполагается, что
каждое из физических упражнений
оказывает определенное
воздействие на человека, зависящее
от особенностей его содержания,
формы и условий выполнения.
Научно-практическое
значение классификаций физических
упражнений определяется тем, какой
именно признак положен в их основу.
Если в основу классификации
положен педагогический признак, то
при этом классификация физических
упражнений помогает
ориентироваться в их многообразии
и рационально использовать с целью
физического воспитания (Л.П.
Матвеев, А.Д. Новиков, 1976).
Прежде всего все
программы по фитбол-аэробике можно
классифицировать по цели занятий
(рис. 1).
Основными средствами
фитбол-аэробики являются
физические упражнения, которые
можно классифицировать по
педагогическому признаку (рис. 2).
Рис. 3. Классификация
гимнастических упражнений в
фитбол-аэробике
Рис. 4. Классификация ОРУ без
предметов, сидя на мяче, по
анатомическому признаку
Представленная
классификация средств
фитбол-аэробики дает возможность
подобрать и составить определенные
комплексы упражнений, выполняемые
с музыкальным сопровождением в
зависимости от направления
педагогических задач: для развития
мышечной силы, гибкости, быстроты
движений, выносливости,
координационных способностей. При
этом создаются условия для
анатомического воздействия на
определенные мышечные группы,
суставы, связки, внутренние органы
и органы чувств. Первую группу
представляют "Гимнастические
упражнения" . В нее входят
разновидности ходьбы, бега и
прыжков, а также общеразвивающие
упражнения (ОРУ), выполняемые с
целью оздоровления и развития
двигательных способностей (рис. 3).
Вторую группу упражнений
на фитболах составляют "Основные
(базовые) движения аэробики".
При записи и проведении
оздоровительных программ
специалисты используют
определенные названия (термины) для
каждого конкретного движения.
Поскольку термины заимствованы из
зарубежных источников,
используются названия на
английском языке.
Для простоты обучения
занимающихся специалистами была
выделена небольшая группа базовых
шагов, на основе которых и строятся
блоки и комбинации упражнений
аэробики (Е.С. Крючек, 2001; Т.А. Кудра,
2001).
В фитбол-аэробике можно
использовать следующие базовые
шаги, которые хорошо адаптируются к
специфике проведения упражнений на
мяче:
- March - марш (шаги на
месте)
- Step-touch -
приставной шаг
- Knee-up -
колено вверх
- Lunge -
выпад
- Kick -
выброс ноги вперед
- Jack (jamping
jack) - прыжки ноги врозь-вместе
- V-step.
Основные
шаги можно модифицировать и получать
сложные по координации связки движений,
которые соединяются в интересные
комбинации.
В группу
"Танцевальные
упражнения" входят элементы ритмики,
хореографии и современных танцев: джаз, рок-н-ролл,
диско, фолк, латиноамериканские и др.
Группу
"Упражнения
лечебной физической культуры"
составляют средства, направленные на
профилактику и коррекцию различных
заболеваний внутренних органов, опорно-двигательного
аппарата, сердечно-сосудистой, нервной и
дыхательной систем организма, органов
зрения.
Раздел
"Подвижные,
музыкальные игры и эстафеты " включает
большое количество игр как с мячом, так и
сидя на мяче ("Музыкальные стулья",
игры на внимание и др.) для занятий фитбол-аэробикой
с детьми дошкольного и школьного возраста.
Эта группа упражнений включает и
упражнения креативной гимнастики,
способствующие развитию творчества,
инициативы и самовыражения.
В раздел
"Упражнения из других оздоровительных и
спортивных видов физической культуры"
входят элементы из различных видов спорта.
Из спортивных игр могут быть взяты
элементы волейбола, баскетбола,
футбола и др. Спортивная гимнастика
представлена акробатическими
упражнениями: перекатами, стойками
на лопатках с мячом, мостиком и др.
Элементы художественной и
атлетической гимнастики также
вносят разнообразие в занятия
фитбол-аэробикой.
Представленный материал
дает информацию о многообразии
средств нового современного вида
фитбол-аэробики, овладение
упражнениями которой позволит
укрепить здоровье и физическую
подготовленность занимающихся,
повысить профессионализм
инструкторов по фитнесу и
оздоровительным видам физической
культуры.
Рис. 5.
Классификация ОРУ по использованию
предмета
Литература
1. Крючек Е.С. Аэробика.
Содержание и методика проведения
оздоровительных занятий:
Учебно-метод. пос. - М.: Терра-Спорт,
Олимпия Пресс,2001. - 64 с.
2. Кудра Т.А. Аэробика и
здоровый образ жизни: Учеб.
пос.-Владивосток: МГУ им. адмирала
Г.И. Невельского, 2001.- 120 с.
3. Лисицкая Т.С., Сиднева
Л.В. Аэробика. В 2 т. Т.1 Теория и
методика.- М.: Федерация аэробики
России. 2002. - 232 с.
4. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный
игротренинг для дошкольников. -
СПб.: Речь, 2002.- 176 с.
5. Попова Е.Г. Общеразвивающие
упражнения в гимнастике. - М.:
Терра-Спорт, 2000. - 72 с.
6. Теория и методика
физического воспитания /Под общ.
ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. -
М.: ФиС, 1976.Т. 1, с. 85.
7. Якушкин Б.В.
Классификация // Большая советская
энциклопедия. Т. 12. 3-е изд. - М.: Изд-во "Советская
энциклопедия", 1973, с. 269.
|